Специалисты проекта «Билет в будущее» разработали профориентационный минимум для введения его в образовательную программу российских школ. Методические рекомендации созданы при участии профессионального сообщества, экспертов, педагогов для проекта «Школа Минпросвещения России» и содержат предложения по формированию системы профессиональной ориентации школьников 6–11 классов.
Методические рекомендации включат в себя специальный комплекс мер, который поможет определить готовность школьников к профессиональному самоопределению с учетом их индивидуальных особенностей, а также запросов экономики в кадрах и специфики рынка труда страны. Проект уже получил положительные отзывы от Пряжникова Н. С., д. п. н., профессора факультета психологии МГУ им. Ломоносова и Орешкиной А. К., зав. лаб. Центра воспитания и развития личности ФГБУ «РАО».
На сегодняшний день концепция проекта направлена в ведущий Институт стратегии развития образования (РАО) для согласования. Так как методические рекомендации могут стать новой методической базой к разработке и реализации рабочих образовательных программ, и планируются к внедрению в образовательные организации, специалисты ИСРО оценивают проект на предмет конкретизации и оптимизации вспомогательной, информационной, мотивационной и профориентационной составляющей.
Цель внедрения профминимума – обеспечение профориентационной помощи каждому желающему обучающемуся 6–11 классов общеобразовательных организаций.
Задачи профориентационного минимума:
- расширение, систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных, муниципальных и школьных моделей профессиональной ориентации обучающихся;
- выявление уровня сформированности внутренних (мотивационно-личностных) и внешних (информированность) сторон готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся, формирование форматов и средств профориентационной помощи на этой основе;
- информирование обучающихся об устройстве рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными, в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики РФ);
- формирование у обучающихся компетенций, необходимых для приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов социальной среды, оценки успешности участия в практических мероприятиях, осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
- повышение активности и ответственности родителей в целях содействия обучающимися в формировании навыка осознанного выбора;
- повышение квалификации ответственных за профориентационную работу в образовательной организации (педагогов-навигаторов).
«В 2022 году проект получил дополнительный, но приятный вызов в лице разработки раздела профориентационных стандартов, в системе школ Минпросвещения России. Мы решили не единолично выстраивать этот процесс, а привлечь профессиональное сообщество, экспертов и педагогов этой отрасли. Наши диагностики прошло уже более 600 000 ребят и видна структура, где работодатели и учебные заведения после прохождения школьниками диагностики и профессиональных проб получают рекомендации по профессиям, и по потенциальным местам работы, и по учебным заведениям. Выработка единой системы профориентационных стандартов значительно упростит задачу» — говорит руководитель проекта «Билет в будущее», член Общественной палаты РФ Иван Есин.
Профориентационный минимум состоит из трех уровней: базового, основного и продвинутого. Мероприятия проекта «Билет в будущее» полностью обеспечивают основной уровень профминимума.