реквизиты фонда
В России до 2018 года профессиональная ориентация была закреплена в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, но носила характер психолого-педагогической поддержки обучающихся.
В 2018 году запущен процесс «перезапуска» профориентации в школе. Для этого сформирован проект «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», направленный на раннюю профессиональную ориентацию школьников 6-11 классов. С 2021 года федеральным оператором Проекта является Фонд Гуманитарных Проектов. Об этом здесь.
С 2025 года проект «Билет в будущее» получил свое продолжение в проекте Единая модель профориентации «Билет в будущее» федерального проекта «Профессионалитет» национального проекта «Молодежь и дети» (далее – Проект). Проект реализуется в 89 субъектах Российской Федерации, а также в г. Байконуре.
Решение о введении единого системного подхода в профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов принято в 2023 году на основе опыта реализации проекта «Билет в будущее». В сфере образования сделаны следующие преобразования:
1. В августе 2023 года внесены изменения в статью 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закрепляющие профессиональное самоопределение как одну из целей основного общего и среднего общего образования.
2. Приказом Минпросвещения России от 31 августа 2023 г. № 650 утвержден Порядок осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования. В соответствии с Порядком на Фонд Гуманитарных Проектов возложены функции по обеспечению функционирования системы мер по ранней профориентации обучающихся 6-11 классов, в том числе в рамках Проекта ЕМП БВБ.
3. С 1 сентября 2023 г. во всех общеобразовательных организациях внедрена Единая модель профориентации обучающихся 6-11 классов.
В целях обеспечения реализации Единой модели профориентации разработаны и утверждены Методические рекомендации по реализации Единой модели профориентации, а также создан единый цифровой профориентационный портал «Билет в будущее»: bvbinfo.ru.
Профориентационная работа в рамках Единой модели профессиональной ориентации реализуется по следующим направлениям:
1. Практико-ориентированный модуль, включающий экскурсии на производство, мастер-классы, профессиональные пробы, посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей, дней без турникетов и других мероприятий. В 2024/25 учебном году к реализации практико-ориентированного модуля привлечено более 13 тыс. предприятий работодателей. При этом более 1,2 млн обучающихся посетили профессиональные пробы, более 2,2 млн – экскурсии, более 1,8 млн – мастер- классы.
2. Профориентационный курс занятий «Россия – мои горизонты» (по аналогии с курсом «Разговоры о важном»). С 1 сентября 2023 года каждый четверг в рамках курса всех школьников 6-11 классов Российской Федерации знакомят с востребованными профессиями реального сектора экономики, а также с выдающимися достижениями России в отраслях промышленности, цифровых технологиях, инженерном деле, государственном управлении и общественной безопасности, медицине и здравоохранении, социальном развитии, туризме и сельском хозяйстве через современные форматы и инструменты. Разработаны методические материалы и видеоролики к занятиям, которые размещены на портале «Билет в будущее».
Структура и содержание курса занятий «Россия – мои горизонты» предоставляют обучающимся возможность регулярного прохождения научно- обоснованных профориентационных онлайн-диагностик на портале «Билет в будущее». При этом на портале автоматически формируется и изменяется индивидуальная рекомендация для обучающегося, содержащая информацию о приоритетных профессиях и образовательных направлениях региона.
3. Урочная деятельность, предусматривающая профориентационное содержание уроков по предметам общеобразовательного цикла, где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности. Для решения этой задачи разработаны полные пакеты материалов для проведения уроков по учебным предметам: русский язык, литература, математика, физика, химия, биология, информатика, обществознание. При этом пакеты доступны для скачивания на портале «Билет в будущее».
4. Профильные предпрофессиональные классы. Например, инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские и другие классы. В основе их функционирования заложена связка «школа – вузы (или колледжи) – партнеры (работодатели)», то есть образовательный процесс организован не только в школе. Обучающиеся таких классов посещают экскурсии
и мастер-классы на площадках университетов и колледжей, знакомятся с преподавателями, с университетом, в который планируют поступать.
В первую очередь такие классы ориентированы на востребованные профессии на рынке труда. На конец 2024/2025 учебного года действует более 39 тыс. профильных предпрофессиональных классов.
5. Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих позволяет школьникам освоить свою первую профессию параллельно с освоением общеобразовательной программы. В 2024/2025 учебном году более 152 тыс. обучающихся охвачены профессиональным обучением.
6. Взаимодействие с родителями или законными представителями (проведение собраний) предполагает проведение родительских собраний, участие родительского сообщества во встречах с представителями разных профессий. Ежегодно проводится два всероссийских родительских собрания. Кроме того, на портале «Билет в будущее» размещены семейные тесты и курс «Родитель в теме», позволяющие родителям помочь своему ребенку при выборе профессии.
7. Дополнительное образование, включающее выбор и посещение пробных занятий в рамках дополнительно образования с учетом склонностей и образовательных потребностей обучающихся.
В 2025-2030 гг. планируется перейти на модель адресной профориентации с учетом запросов работодателей в конкретных субъектах Российской Федерации.
Вместе с тем будет продолжена работа с педагогами как в части разработки платформенных решений, позволяющих снизить бюрократическую нагрузку, так и в части реализации программ повышения квалификации.